Пресс-центр
Вся АналитикаЧто изменилось в законодательстве в январе-2024
Развозная торговля, увеличение порога признания деяний в авторском праве, запрет продажи энергетиков несовершеннолетним, «региональные полки» в торговых сетях, новые гарантии для многодетных семей. Специалисты компании «Лексфорт» подготовили краткий обзор нормативно-правовых актов и их проектов, затрагивающих интересы предпринимателей, предприятий и физлиц за период с 28 декабря по 31 января.
Подписанные Президентом федеральные законы:
Значимых нормативно-правовых актов, затрагивающих интересы предпринимателей и предприятий, в рассматриваемый период не принято.
Поступившие на рассмотрение Государственной Думы РФ значимые законопроекты:
1. Законопроект № 522981-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Законопроект № № 523052-8 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».
Законопроектом предлагается внести изменение в ст. 1, 2, 6, 10, 17, 18; добавить ст. 101 в 381-ФЗ:
— добавить понятия «мобильный торговый объект», «развозная торговля» и внести соответствующие изменения в смежные термины;
— закрепить общие принципы оформления права на размещение нестационарных и мобильных торговых объектов;
— установить возможность осуществления торговой деятельности с использованием нестационарного или мобильного торгового объекта по заявительному принципу любым хозяйствующим субъектом в местах, признанных общедоступными для размещения торговых объектов;
— установить минимальный срок действия договора на размещение нестационарного торгового объекта (не менее 5 лет).
Увеличение числа торговых объектов шаговой доступности, в первую очередь в городской среде, будет способствовать увеличению объемов реализации и потребления продовольствия, окажет поддержку развитию малого и среднего предпринимательства.
Если Законопроект № 522981-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» примут, то предлагается также реализовать Законопроект № 523052-8 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», в соответствии с которым в НК РФ будут внесены изменения вследствие принятия новой редакции Федерального закона Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
2. Законопроект № 532911-8 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации».
Законопроектом предлагается внести изменения в примечание к ст. 146 УК РФ «Нарушение авторских и смежных прав», а именно изменить порог признания деяний, совершенных в крупном размере, со 100 тысяч рублей до 500 тысяч рублей; в особо крупном размере – с 1 миллиона рублей до 2 миллионов рублей.
Данные изменения наиболее полно реализуют цели ст. 146 УК РФ.
Внесение предлагаемых законопроектом изменений в УК позволит не только декриминализировать порядка 26 процентов преступлений, предусмотренных статьей 146 УК, но и смягчить ответственность для 40% осужденных по ч. 3 ст. 146 УК РФ.
3. Законопроект № 535408-8, в соответствии с которым предлагается принятие нового Федерального закона «О запрете розничной продажи безалкогольных тонизирующих (в том числе энергетических) напитков несовершеннолетним».
Законопроектом предлагается принять новый ФЗ, установив новые понятия и особенности правового регулирования:
— вводится термин «безалкогольный тонизирующий напиток»;
— продажа безалкогольных тонизирующих напитков ограничивается тарой не более 500 мл;
— продавец вправе потребовать у покупателя документ, удостоверяющий личность, для того, чтобы установить возраст лица, и не вправе продавать товар несовершеннолетнему лицу.
Молодежь без каких-либо ограничений приобретает напитки, потребляя их в количестве, которое наносит безусловный вред их здоровью. Потребление данных напитков формирует у молодых людей соответствующую зависимость от них, а также способно вызвать обострение нервных и психических заболеваний.
В связи с изменениями КоАП РФ в сфере продаж БТН, планирующимися на сентябрь 2024 г., данный проект закона предлагается реализовать к данному времени.
4. Законопроект № 530657-8 «О внесении изменения в статью 8 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
Законопроектом предлагается внести изменение в список критериев отграничения хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность посредством организации торговой сети, от иных субъектов: такой субъект обязан в каждом торговом объекте обеспечить наличие товаров, произведенных в границах данного субъекта РФ, в объеме не менее 25% ассортимента.
В последние годы наблюдается тенденция к укрупнению федеральных торговых сетей и прекращению деятельности сетей региональных. В отсутствие стимулирующих мер конкуренцию не выдерживают и местные товаропроизводители. Доля местной продукции в торговых объектах субъектов РФ остается незначительной. Таким образом, поддержка региональных товаропроизводителей, в частности, способствует решению вопроса импортозамещения на российском рынке в связи с возникновением неблагоприятной ситуации касательно предложения на региональном рынке товаров.
5. Законопроект № 538214-8, в соответствии с которым предлагается принятие нового Федерального закона «О легализации российских и иностранных официальных документов и об истребовании личных документов».
Законопроектом предлагается ввести и закрепить особый порядок вывоза официальных документов за границу РФ и ввоза иностранных официальных документов в РФ, а также порядок истребования тех и других по заявлениям физических лиц при содействии дипломатических представительств и консульств; для каждого из случаев предлагается отдельный алгоритм.
Вводятся новые термины, такие как «легализация российского официального документа», «легализационная отметка», «российские официальные документы» и т. д.
Законопроект имеет целью инкорпорировать в законодательство РФ положения Закона СССР от 24 июня 1991 г. № 2261-1 «О порядке вывоза, пересылки и истребования личных документов советских и иностранных граждан и лиц без гражданства из СССР за границу», при этом отменяются некоторые запреты на вывоз личных документов за границу, но устанавливается порядок легализации. Тем не менее, некоторые запреты будут сохранены.
6. Законопроект № 537554-8 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».
Законопроектом предлагаются следующие изменения:
— в ст. 262.2 ТК РФ: ранее работникам, имеющим 3 и более детей, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставлялся в любое удобное для них время до момента достижения младшим ребенком возраста 14 лет; проектом предлагается изменить порядок, установив период возможности выбора времени отпуска по желанию работника до достижения старшим из детей возраста 18 или 23 лет при условии очного обучения;
— в ч. 3 ст. 259 ТК РФ: запретить направлять в служебные командировки, привлекать к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни без письменного согласия работников, являющихся членами многодетных семей до достижения старшим ребенком возраста 18 лет или 23 лет при условии обучения по очной форме;
— в ст. 179 ТК РФ: при сокращении численности или штата работников предпочтение в оставлении на работе, кроме уже имеющихся категорий, предлагается отдавать также категории работников «матери и отцы, воспитывающие детей без супруга (супруги), до достижения ребенком 14 лет».
Согласно Указу Президента РФ «О мерах социальной поддержки многодетных семей», многодетной семьей в РФ является семья, имеющая трех и более детей, статус которой устанавливается бессрочно. Предельный возраст, до достижения которого старшим ребенком семьям предоставляется социальная поддержка – 18 лет или 23 года при условии обучения старшего ребенка в образовательной организации по очной форме обучения.
Законодатель усматривает целесообразность в том, чтобы привести ТК РФ в соответствие с Указом Президента и распространить гарантии для многодетных семей на такой же длительный срок.
Смотрите также
-
Что изменилось в законодательстве в сентябре-2024
08 октября 2024
-
Что изменилось в законодательстве в августе-2024
05 сентября 2024
-
Что изменилось в законодательстве в июле-2024
06 августа 2024
-
Что изменилось в законодательстве в июне-2024
08 июля 2024
-
Что изменилось в законодательстве в мае-2024
28 мая 2024
-
Что изменилось в законодательстве в апреле-2024
08 мая 2024
-
Что изменилось в законодательстве в марте-2024
02 апреля 2024
-
Что изменилось в законодательстве в феврале-2024
15 марта 2024
-
Что изменилось в законодательстве в январе-2024
01 февраля 2024
-
Что изменилось в законодательстве в декабре-2023
29 декабря 2023
-
Что изменилось в законодательстве в ноябре-2023
13 декабря 2023
-
Что изменилось в законодательстве в октябре-2023
27 октября 2023
-
Что изменилось в законодательстве в сентябре 2023
19 октября 2023
-
Комментарий Егора Белова для правового портала LEGAL BULLETIN
18 сентября 2023
-
Что изменилось в законодательстве в августе 2023
14 сентября 2023
-
Что изменилось в законодательстве в июле-2023
08 августа 2023
-
Что изменилось в законодательстве в июне 2023
28 июня 2023
-
Что изменилось в законодательстве в мае 2023
05 июня 2023
-
Что изменилось в законодательстве в апреле 2023
10 мая 2023
-
Что изменилось в законодательстве в марте 2023
06 апреля 2023
-
Что изменилось в законодательстве в феврале 2023
06 марта 2023
-
Что изменилось в законодательстве в январе 2023
10 февраля 2023
-
Что изменилось в законодательстве в декабре 2022
09 января 2023
-
Что изменилось в законодательстве в ноябре 2022
02 декабря 2022
-
Что изменилось в законодательстве в октябре 2022
02 ноября 2022
-
Что изменилось в законодательстве в сентябре 2022
29 сентября 2022
-
Что изменилось в законодательстве в августе-2022
30 августа 2022
-
Что изменилось в законодательстве в июле 2022
03 августа 2022
-
Что изменилось в законодательстве в июне 2022
04 июля 2022
-
Что изменилось в законодательстве в мае 2022
01 июня 2022
-
Что изменилось в законодательстве в апреле 2022
06 мая 2022
-
Что изменилось в законодательстве в марте 2022
01 апреля 2022
-
Что изменилось в законодательстве для предпринимателей. Февраль 2022
17 марта 2022
-
Что изменилось в законодательстве для предпринимателей. Январь 2022
08 февраля 2022
-
Кто будет иметь право на сниженную ставку УСН в Омской области в период 2022-2024 года?
28 января 2022
-
Что изменилось в законодательстве для предпринимателей. Декабрь 2021
14 января 2022
-
Что изменилось в законодательстве для предпринимателей. Ноябрь 2021
01 декабря 2021
-
Чек-лист «Государственная регистрация создания ООО»
19 ноября 2021
-
Что изменилось в законодательстве для предпринимателей. Июль 2021
27 июля 2021
-
Обзор НПА июнь 2021
25 июня 2021
-
Обзор нормативно-правовых актов и проектов НПА, затрагивающих интересы предпринимателей и предпр…
26 мая 2021
-
Обзор НПА март-апрель 2021
27 апреля 2021
-
Обзор НПА за декабрь 2020 г.
28 декабря 2020
-
Обзор НПА за ноябрь 2020 г.
27 ноября 2020
-
Обзор НПА октябрь 2020 г.
29 октября 2020
-
Обзор НПА август 2020 г.
31 августа 2020
-
Обзор НПА июль 2020 г.
04 августа 2020
-
Обзор НПА май-июнь 2020 г.
07 июля 2020
-
Обзор НПА апрель-май 2020 г.
05 июня 2020
-
Обзор НПА март-апрель 2020 г.
28 апреля 2020
-
Меры из-за коронавируса и бизнес: вопросы и ответы от Лексфорта
13 апреля 2020
-
Обзор НПА февраль-март 2020 г.
08 апреля 2020
-
Обзор НПА за январь 2020г.
02 марта 2020
-
Обзор НПА декабрь 2019 г.
14 февраля 2020