Пресс-центр

Вся Аналитика

Что изменилось в законодательстве в марте 2022

01 апреля 2022
Что изменилось в законодательстве в марте 2022

Специалисты компании «Лексфорт» подготовили краткий обзор нормативно-правовых актов (НПА) и проектов НПА, затрагивающих интересы предпринимателей, предприятий и физических лиц за период с 1 по 28 марта.

Подписанные Президентом федеральные законы:
1. Федеральный закон от 08.03.2022 № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

1.1. Отменены плановые проверки бизнеса в отношении ЮЛ и ИП, отнесенных к субъектам малого предпринимательства, до 31 декабря 2022 года, а в отношении аккредитованных IT-организаций — до 31 декабря 2024 года (не распространяется на налоговые проверки).

1.2. Заемщики по потребительским кредитам (в том числе по ипотеке) – физические лица могут обратиться в банк с требованием о предоставлении им льготного периода, в течение которого они могут не исполнять свои обязательства, в случае, если размер их кредита не превышает размер, установленный Постановлением Правительства РФ от 12.03.2022 N 352, а также их доходы снизились более, чем на 30%.

1.3. Расширение полномочий Правительства РФ. Так, Правительство Российской Федерации в 2022 году вправе принимать решения, предусматривающие:

— особенности проведения выездных проверок правильности исчисления и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— особенности исчисления и установления МРОТ и величины прожиточного минимума;

— перенос сроков уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пеней и штрафов для пострадавших отраслей и т.д.

2. Федеральный закон от 09.03.2022 № 47-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

С 01.01.2022 г. операции по реализации банками драгоценных металлов в слитках физическим лицам с изъятием из хранилищ банков освобождены от обложения НДС. С 01.01.2023 г. начнет действовать запрет на использование специальных налоговых режимов в ювелирной отрасли.

3. Федеральный закон от 09.03.2022 № 52-ФЗ «О внесении изменений в статьи 4 и 45 части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

Правительство РФ и высшие органы исполнительной власти субъектов РФ наделяются полномочиями по изданию нормативных правовых акты в сфере налогов и сборов, предусматривающих в период с 1 января до 31 декабря 2022 г. перечень налоговых льгот, таких как: приостановление, отмена или перенос на более поздний срок мероприятий налогового контроля, продление сроков уплаты налогов, сборов, страховых взносов, продление сроков уплаты авансовых платежей по региональным и местным налогам, продление сроков предоставления в налоговые органы отчетности, продление сроков направления и исполнения требований об уплате налогов, сборов, страховых взносов, установление дополнительных оснований предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, сборов, страховых взносов и т.д.

На данный момент подобный акт не принят, но может быть принят в недалеком будущем.

Важное Постановление Правительства:

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 г. № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля».

Данное Постановление отменяет неналоговые плановые проверки всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за некоторым исключением. К исключениям относятся социально-важные сферы или объекты повышенной опасности. Проверку могут провести, но в исключительных случаях и при согласовании с прокуратурой. При этом надзорные органы могут проводить «профилактические визиты». Контролируемое лицо не вправе отказаться от профилактического визита.

Поступившие на рассмотрение Государственной Думы РФ значимые законопроекты:
1. Законопроект № 80490-8 «О внесении изменений в Федеральный закон от 16 июля 1998 года № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)».

Предлагается ввести запрет на выселение из ипотечной квартиры граждан, у которых эта квартира является единственным жильем, на срок не менее чем два года с момента вступления в законную силу решения суда. Также предлагается увеличить срок просрочки исполнения обязательства с трех месяцев до одного года.

2. Законопроект № 81152-8 «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)».

В правоприменительной практике договоры потребительского кредита (займа) не содержат прямого запрета на уступку кредитором третьим лицам прав (требований) по соответствующему договору. На практике, при передаче банком или микрокредитной финансовой организацией коллекторским организациям прав требования по возврату просроченной задолженности, права граждан систематически нарушаются. В связи с этим, законопроектом предлагается установить положение, согласно которому в договоре потребительского кредита не могут содержаться условия об уступке кредитором третьим лицам прав (требований) по подобному договору.

3. «Законопроект № 93619-8 О внесении изменения в статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации».

Законопроектом предлагается прямо в законе закрепить случаи, при которых запрещается приостановление предоставления коммунальных услуг, в частности услуг по отоплению, электроснабжению (газоснабжению, в

случае если газ используется на цели отопления в отопительный период), а в многоквартирных домах предлагается запретить отключение услуги холодного водоснабжения и водоотведения, электроснабжения в случае их неполной оплаты потребителем.

4. Законопроект № 90752-8 «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

Предлагаемые законопроектом изменения направлены на упрощение процесса подтверждения нулевой процентной ставки процентов по НДС при экспорте товаров путем расширения возможности представления налогоплательщиками необходимых сведений в электронной форме. Законопроект предусматривает отказ от представления экспортером документов, подтверждающих ставку 0% по НДС, включая контракт, на бумажном носителе. Вместо этого для экспортеров товаров будет установлена обязанность по представлению в налоговые органы реестров в электронной форме, которые будут включать сведения как из декларации, так и из контракта.

Смотрите также