Пресс-центр

Вся Аналитика

Что изменилось в законодательстве в мае-2025

11 июня 2025
Что изменилось в законодательстве в мае-2025

Ужесточение ответственности субъектом МСП за нарушение сроков оплаты по контрактам в сфере закупок, увеличение штрафов за навязывание потребителю дополнительных товаров и услуг, усовершенствование патентно-правовой охраны технических решений, реализуемых в программных средствах и др. Специалисты компании «Лексфорт» подготовили краткий обзор нормативно-правовых актов и их проектов, затрагивающих интересы предпринимателей, предприятий и физлиц за период с 01 по 30 мая.

Подписанные Президентом федеральные законы:

Значимых нормативно-правовых актов, затрагивающих интересы предпринимателей и предприятий, в рассматриваемый период не принято.

Поступившие на рассмотрение Государственной Думы РФ значимые законопроекты:

1. Законопроект № 920409-8 «О внесении изменений в Федеральный закон “Об особенностях регулирования корпоративных отношений в хозяйственных обществах, являющихся экономически значимыми организациями”»

 

Предлагается уточнить критерии экономически-значимых организаций, а также установить, что российское хозяйственное общество, дочернее по отношению к экономически значимой организации (ЭЗО), может быть включено в перечень ЭЗО при соблюдении условий.

 

2. Законопроект № 909036-8 «О внесении изменения в Закон Российской Федерации “О налоговых органах Российской Федерации” (в части уточнения полномочий федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов)».

 

Законопроектом Предлагается внести статью 6 в Закон Российской Федерации от 21 марта 1991 года № 943-I “О налоговых органах Российской Федерации” (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 15, ст. 492; Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 28, ст. 3484).

 

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, проводит анализ (оценку) сведений о финансово-хозяйственной деятельности юридического лица, а также иных сведений о юридическом лице, имеющихся у налогового органа, формирует результаты указанного анализа (оценки) для их предоставления в виде выписки юридическому лицу. Поскольку оценка хозяйствующих субъектов прямо влияет на качество принятия решений, анализа и прогнозирования экономических показателей как государственными органами, так и самими экономическими субъектами, дальнейшее совершенствование регламентации полномочий федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, представляется обоснованным и целесообразным.

 

3. Законопроект № 921844-8 «О внесении изменения в статью 7.30-4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

 

Законопроектом предлагается внести изменения в статью 7.30-4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части 7 слова «с субъектом малого или среднего предпринимательства» исключить.

 

Законопроект направлен на усиление ответственности заказчиков за нарушение сроков оплаты по контрактам в сфере закупок. Административную ответственность хотят распространить на все случаи просрочки оплаты, независимо от того, был ли поставщик субъектом малого и среднего предпринимательства. Таким образом, принятие данного законопроекта повлечет за собой ужесточение ответственности к субъектам, относящимся к малым и средним предпринимателям.

 

4. Законопроект № 924770-8 «О внесении изменений в статьи 3.5 и 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

 

Законопроектом предлагается увеличить санкции за навязывание потребителю дополнительных товаров (работ, услуг) за отдельную плату путем предложения потребителю до заключения договора о приобретении основных товаров (работ, услуг) приобрести дополнительные товары (работы, услуги) или заключить иные договоры, приобретение или заключение которых обусловливается обязательностью при приобретении основных товаров. Предлагается штрафовать индивидуальных предпринимателей и должностных лиц на сумму от 100 до 300 тысяч рублей, а организации — от 300 тысяч до 1 млн рублей. Сейчас их штрафуют на суммы от 2 до 4 тысяч и от 20 до 40 тысяч соответственно.

 

5. Законопроект № 922784-8 «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации»

 

Законопроектом предлагается внести изменения в статью 1350, 1351, 1261, 1352 Гражданского кодекса Российской Федерации, которые закрепляют патентно-правовую охрану технических решений, реализуемых в программных средствах.

 

Статью 1350 ГК РФ планируется дополнить положением, согласно которому в качестве изобретения охраняется, в том числе техническое решение, реализуемое в программируемом средстве или относящееся к способу, осуществляемому с помощью такого средства.

 

Кроме того, изменения вносятся в статью 1351 ГК РФ: закрепляется, что техническое решение, реализованное в программируемом устройстве, также охраняется в качестве полезной модели.

 

Также законопроект гармонизирует нормы и практику патентования объектов дизайна. В пункт 1 статьи 1352 ГК РФ планируется внести дополнение, согласно которому охране в качестве промышленного образца подлежит графический интерфейс программы для ЭВМ или его составная часть, имеющая самостоятельное значение.

Смотрите также